Свадьба оленных коряк

СВАДЬБА ОЛЕННЫХ КОРЯК

Основой социальной жизни коряк была большая патриархальная семейная община, объединявшая родственников. Во главе каждой семьи стоял старейший мужчина. Основной формой заключения брака у коряков в конце ХIХ-начала ХХ века была отработка невесты в хозяйстве будущего тестя. Срок работы жениха колеблется от 3 месяцев до шести лет. Это зависит от расположения отца или старшего брата невесты. Входя в дом родителей невесты, будущий жених говорит: «Я пришел работать». Это знак для отца невесты, что человек хочет засватать его дочь. С этого времени девушка не находится нигде одна, её везде кто то из родственников или подруг сопровождает. Сват, в доме будущего тестя, выполняет всякую работу, какую поручат и должен выполнять её безропотно. Пасет оленей, носит воду, заносит дрова. Летом уходит на пастбища со стадом оленей на несколько месяцев. В течение срока отработки невесты испытываются его выносливость, терпение, бережливость, ловкость как охотника и усердие как пастуха. Отец невесты дает своё согласие на брак, только после того, как жених выдержит своё испытание. После этого проводится обряд «хватания невесты». Жених должен догнать убегающую невесту, схватить её, в то время как её подруги и друзья всячески стараются ему помешать в этом. Если жених не догнал невесту, или она не хочет, чтоб он был её мужем, то её подруги сделают всё возможное, чтоб он её не догнал. Иногда жениху приходится отказаться от дальнейших попыток и свести этим на нет всю свою отработку. Брак не сопровождается особенным празднеством или шаманскими обрядами. Жених сейчас же увозит невесту в свой дом. Когда невеста подъезжает к дому жениха, её окуривают головнями, взятыми с очага. Этим она приобщается к семейному культу. Войдя в дом жениха, она раздаёт подарки. Затем забивают оленей. Во время разделки мяса невеста показывает свою сноровку, как будущей хозяйки. После приготовления мяса, все садятся за трапезу.

Литература:

В.И. Иохельсон «Коряки» Санкт-Петербург «Наука», 1997г., стр. 188-190

В.И. Иохельсон «История и культура коряков» Санкт-Петербург «Наука», 1993г., стр.128

 

Ведущий методист отдела сохранения культурного

наследия и развития традиционной культуры КМНС

Н.Н. Хай-Хутык

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.